И содержание методической работы определяется основными целями/задачами/направлениями экспериментальной деятельности, если она в школе есть, ну, а если нет, то единой методической темой школы, которую….опять же, где брать? Брать от жизни, от школьных потребностей, от потребностей коллектива. Это все прописные истины, известные каждому.
И тем не менее, в конце каждого учебного года завуч и руководители методобъединений ломают голову над очередной тематикой/направлениями. В свое время в журнале «Директор школы» (увы, не помню номер) попалась статья А.М.Гольдина (директора Парк-школы в Екатеринбурге) – крик души и обращение к директорам школ по поводу написания всех этих бумаг – планов-отчетов-справок… это было только начало 2000….
А сейчас количество требуемых бумаг, увы, не уменьшается, а растет с неимоверной скоростью, отнимая все силы – и интеллектуальные и эмоциональные. Но ведь им есть гораздо лучшее применение – реальная деятельность на благо родной школы и ее учеников и учителей, когда предмет обсуждения на педсовете/методсовете – не закрученная в свете последних реформ формулировка, а реальная проблема или интересное дело, придуманное совместным творчеством, новая технология, с которой учитель связывает возможность улучшений и в преподавании своего предмета и, как следствие, в результатах учеников, или что-либо еще.
Но вернемся к методической работе. В большой школе или гимназии есть предметные методобъединения/кафедры, большой разброс методических тем и т.д. А что делать маленькой, где коллектив педагогов всего-то человек 15 – 20? А вот тут-то как раз и возможность – жить реальной жизнью школы, творчески решая ее проблемы. Ведь самый дельный педсовет, как жизнь показывает, не тот, что проводится официально согласно плану и под протоколом. Самые дельные обсуждения и решения насущных вопросов – в неформальной беседе нескольких заинтересованных, объединившихся для какой-либо цели педагогов, или в столовой за чаем, или в учительской… Собственно, это уже есть работа микрогрупп. Тоже не новое изобретение, но гораздо более действенное, мобильное и живое и более приемлемое для организации методической работы в маленькой школе.
Итак, к примеру, у нас есть единая методическая тема школы, выросшая из потребности школы и коллектива. Соответственно ей выделяются объекты методической работы (группы педагогов, учащихся и собственно образовательный процесс) и ставятся задачи для каждого. Задачи разбиваются соответственно на блоки для более детального планирования. А далее дело планирования и собственно живой работы, которая осуществляется в микрогруппах.
Микрогруппы создаем целенаправленно для реализации конкретных задач в рамках программы эксперимента или программы развития школы – официально решением педагогического совета или директора школы, либо ситуативно для решения задач, возникших в ходе организации повседневной образовательной деятельности.
Принципы работы микрогрупп – деятельностный (не формальный) подход, сотрудничество, взаимодействие и взаимопомощь.
Состав микро-групп подвижен и меняется в зависимости от решаемой задачи.
И сам состав микрогрупп, их цели и задачи, сроки выполнения работы определяются потребностями образовательного процесса. В зависимости от решаемых задач группы могут формироваться для краткосрочной или долгосрочной работы.
Результат деятельности микрогрупп может быть выражен в разнообразных продуктах: методических разработках, докладах, исследованиях, практическом применении в повседневном образовательном процессе, другом практическом результате или мероприятии. Примерное содержание деятельности наших микрогрупп можно посмотреть здесь.
Всем успехов! Буду рада, если поделитесь опытом, а какие подходы к методической работе лучше срабатывают у вас?