Но, может быть, это и ценно, что, не склонный к рефлексиям человек, получив невольную возможность «остановиться», ощущает необходимость «оглянуться», подвергнуть свое прошлое некой нравственной самопроверке?
— Мне кажется очень существенной работа у Юлия Яковлевича Райзмана в фильме «Частная жизнь». Для меня существенной. Не с точки зрения успеха — насколько роль мне удалась, а по ее значимости. Я уже не говорю о том, что работать с большим мастером — это великое счастье, потому что ты начинаешь с какой-то новой стороны познавать и окружающий мир, и свою профессию. Это само собой. Но впервые творческая моя судьбина подарила мне характер, в котором нужно было сыграть интереснейший процесс. Процесс пересмотра как будто непоколебимых для героя вещей. Человек прожил всю жизнь, честно прожил. Он жил и работал убежденно, уверенный в том, что его способ жизни — единственный, иначе нельзя. И вот его основательно тряхнуло — в расцвете сил попросили на пенсию.
У человека нашлись сила воли и трезвый ум, чтобы понять: не все в той, прошлой жизни было верно. Вот этот анализ собственного существования, исходя из диалектики бытия, из окружающей Действительности, так интересен, так, мне кажется, важен и нужен, что работал я с большой увлеченностью. Это очень сложный и очень серьезный нравственный вопрос — права и внутренней силы на пересмотр прожитого, на его оценку. Нельзя жить, как страус, зарыв голову в песок, и говорить: «Нет, вот так, как делаю я, это единственно правильной. Если у тебя голова в песке, а наверху другая часть тела, то ты, конечно, не воспринимаешь его, этот мир, не можешь ничего по-настоящему оценить… А жизнь ведь движется, все время идет вперед…»
Источник: www.gruz200.ru